вторник, 9 мая 2017 г.

7 мужей Сюзанны\ Saat khoon maaf

Рецензия на фильм Вишала Бхардваджа 2011 года с названием "7 мужей Сюзанны" (7 убийств, ну или в дословном переводе - семь ПРОЩЕННЫХ кровей).

Жанр заявлен как черная комедия и драма-мелодрама. Сценарий адаптирован В.Бхардваджем в соавторстве с Мэтью Роббинсом, по мотивам рассказа "Рашкина Бонда".

В целом, это стеб изящнейший, по базовым западным императивам. Но адаптирован так аккуратно, что многие смотрят, чуют что-то не то, но не врубаются совершенно. Но картина действительно неоднозначная. Смыслов и знаков в ней заложено много, и может быть много прочтений. Я сфокусируюсь только на самых лежащих на поверхности смыслах, явных и в принципе доступных для понимания любому индийцу.

Главная Героиня, Сюзанна-Анна-Мария Джоханес, на протяжении всей картины оказывается, волею судьбы, так называемой Черной Вдовой. Как известно, белые вдовы в Индии – это индуистки, которым по традиции положено после смерти супруга немедленно обрить голову, лишиться всего имущества и всех прав, и поселиться в специальном вдовьем монастыре, нося весь остаток жизни только белые сари (т.е. цвета траура в Индии). Сжигать себя на костре заживо вместе с трупом мужа, по полному соответствию древней традиции, уже давно и законодательно запрещено. Черная вдова Сюзанна после смерти мужа выходит замуж еще 6 раз и ни в чем себе не отказывает, ни в выпивке, ни в мясных закусках. Потому что по папе она христианского вероисповедания, а не т.н. чистая индуистка, которая только единожды замужняя вдова в белом, строго постящаяся.


Поскольку фильм по жанру еще и байопик (биография героини с историями ее замужеств, преподанными со слов одного из слуг), то можно обратить особое внимание на бэкграунд этой Сюзанны. Сюзанна – типичная полукровка, по папе - рантье из понаехавших на Гоа португальской\ост-индской штабной офицерни и купцов, так наз "новая колониальная аристократия". А маманя – индуистка (об этом прямо говорится в эпизоде про ее змеек-питомцев), небось из девдаси местных (их часто подсовывали), или местных индийских «авторитетов». На выходе по прошествии нескольких генераций смешанных браков получилась вот такая вот гремучая смесь.

Что делает бедная сиротка с богатым наследством и всеми атрибутами западного стиля элитной жизни (скачки, карабины, поместья и верные слуги, своя часовня, прочие коллекционные раритеты, ну и обильные алкогольные возлияния по ходу) в поисках себе второго сапога для пары? Выходит неоднократно замуж в церкви, и терпит патологии новых членов своей семьи, но - только некоторое время, а не всю жесть (детей, ради которых она могла бы терпеть этих извращенцев и их блажи, у нее нет). Причем первый раз она замуж выходит, главным образом, по последней воле отца (за Родригеса, тоже блестящего офицера с португальскими корнями, как и ее отец). Ну и остальные браки заключает только по любви, вообще без всякого расчета (ну, за исключением, может, 5-го и 6-го, где, скорее, происходит вынужденное замужество под давлением внешних обстоятельств, шантаж в т.ч). Далее показывают и рассказывают, как она дошла до такой магической для семитских народов цифири 7 при спонтанном коллекционировании мужей. Весьма символичные мужские ТИПАЖИ (а не личности):

    №1 - смазливый мачо, Хозяин и Князь в своем ранчо, доставшемся ему в приданое от жены - бил ее и унижал от ревности, для компенсации своей физической неполноценности, да и вообще армейские - та еще темка в плане галантных манер, и невинно потанцевать ей (индуске!!!, породистой!!!) не позволял, дичь же была полная и когнитивный диссонанс. И смерть у него была такая же – погибнул при отстреле на охоте на дикого зверя - черную пантеру.

    №2 - культовый герой современности и дикого Запада, пай-мальчик и рокер в кожанке с ворованной сердцещипательной песней про Маму. Который сам, в общем-то, сторчался. И лечение, ресурсы и забота с ее стороны ему не помогло (да и вообще, излечение героиновых наркоманов, начавших уже выносить из дома ценности – это из области сказочных чудес и божественных промыслов).

    №3 - дегенерат муслим, на которого набрела героиня в своих поисках Тела Христова, по легендам захороненного в Кашмире. Этот жених бла-бла-бла на публике за высокую поэзию и большую и чистую любовь, с белым пушистым котиком-парсом на руках, а на практике семейной жизни оказалось, что он - просто мясник, деспот и вообще насильник и сексуальный импотент. Имея уже опыт избавления от христианских партнеров и их домашнего насилия, с этим поклонником одного из авраамических изводов Героиня уже долго не церемонилась. Хотя некоторое время терпела его надругательства и избиения, в полном шоке.

    №4 - наш чел, российский дипломат, с женой и двумя детьми, торгующий ураном или стратегическим оружием. Песни, пляски, романтические уверения в вечной любви, море слез и водки. Героиня уже не первой свежести, вообще без церемоний: попользовался, обманул, получил контракт - просто заплати, и сам достань свою ценную бумажку из колодца.

    №5 - и так понятно. Просто шантаж местечкового низкокастового эротомана, выслужившегося до инспекторских погон, которому как псу кинули косточку. Но он оказался жадиной до эротики, и потому подавился пачкой Виагры.

    №:6 – респектабельный вадья-шарлатан от аюрведы, с грибочками, таких полно на Гоа и в прочих местах. Ничего личного у героини к нему поначалу не было, он просто как доктор спас ее нечаянно и проезжая мимо, но не без умысла. Оказалось, что еле выжившая после попытки суицида богатенькая героиня ему напрасно доверилась. Поиграли в справедливую русскую рулетку, все в лужах крови, штаны мокрые и его расчетливые мозги на стене.

    №7 - Апофеоз. Индийская "Кровавая Мэри" и Чорная Вдова, как Феникс из огня воскресшая на другой стороне побережья, высунув язык ака мата Кали на индуистских мурти, по-черному постебалась над Сахарком. Наконец, постарев и подурнев, пройдя через все перепИтия, она выходит замуж за распятого Христа, и будет, как и все христиане, пить его кровь и есть его плоть (вместо шашлыков и виски-водки). Но спасать его от нее ее питомцу уже не надо - ее последний избранник 2000 лет как мертв (и, по писаниям, упокоен на берегу Мертвого Моря). Кстати, тоже изящная аллегория - уехал ее сладенький любимчик, слуга и приемный сын фактически, учиться за границу именно паталого-анатомии, и стал не уборщиком, а "человеком", по схеме Чорная вдова со спонсорством - учеба - карьерка, квартирка в столице, милая интеллигентная жена, детишки считались бы по нашим меркам "из хорошей респектабельной семьи" (а не низших и неприкасаемых каст - по индийским понятиям).

Почему 7 мужей или кровей. Конечно, 7-мым мужем была не шестипалая служанка, а имеется в виду замужество шестикратной вдовы как монахини за Иисусом Христосом. Тут все также многозначно. Можно клюнуть тупо на цифру с нумерологией. А может, подразумевается, что падре, как представителя Бога на земле, заключившего брачный союз с Черной вдовой, хватит в исповедальне апокалиптический удар после исповеди новой монашки о шести уже пролитых кровях. А может, Сюзанна, аки партнерша Христа в белом танце, хотела покаяться в шести своих кровных мужеских жертвоприношениях (собственноручно - ножно или руками верных слуг убиенных), а заодно и в одной 2000 лет назад пролитой крови, взяв на себя и этот тяжкий крест… Это все-таки много-символическое и многозначительное индийское кино, а главреж - Бхарат-вадж . Интерпретаций и смыслов может быть множество. Все зависит от точки отсчета. Может, первой жертвой маленькой Сюзанны была эта "невинная", но злобная и лаюющая псина у нее на пути в школу, из жалости сразу пристреленная из папиного пистолета...

Главная мораль же – всёпрощение, вседозволенность или воздаяние?

Актеры все были великолепны в своих образах. Но я не буду повторяться, по игре актеров и так много отзывов в рунете. Приянка Чопра не пожалела свою точеную фигурку и спецом для этого фильма набрала лишних килограммов, чтобы натуралистичнее сыграть стареющую вдову. Картинка не броская, декоративность минимальная, но для жанра адаптированной не только для внутреннего кинорынка черной трагикомедии самое то.

Хотя кин флопанулся на внутреннем рынке, что и следовало ожидать. Все местные же в курсе про индийских "христиан" и "успехи" в христианизации бывших колоний, и много на кинорынке более сладеньких предложений «про любовь».

Но сказочка о Черной вдове с аллюзиями сценариста о сказочках о Синей бороде и процессе над Жилем де Ре на западе многим пришлась по вкусу. Фильм очень многослойный. Я считаю, что такой не грандиозный супер-пупер, но маленький шедеврик. У Бхарадваджа таких есть. Может, и еще будут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Майкл Мадана Камараджу \ Michael Madana Kamaraju (2008). Рецензия

Годное кино для тех, кто любит и способен адекватно врубаться в специфический концентрат буйного телужицкого комедийного безумия. Кино...