пятница, 12 мая 2017 г.

Великий Могол \ Mughal-e-Azam (1960). Рецензия

Первую двадцатку постов охота закрыть каким-либо на 100% классическим индийским киношедевром. Вот, например, Mughal-e-Azam или "Великий Могол" (1960) режиссёра К. Азифа.
В ролях: Притхвирадж Капур, Мадхубала, Дилип Кумар

 ... In 2011, Anupama Chopra called it "the best Hindi film ever made" and "the apotheosis of the Hindi film form"...

Фильм - безусловный шедевр киноискусства, делался больше 10 лет, с перерывами на фандрайзинг и эксперименты с масштабнейшими по тем временам спецэффектами и декорациями, и заслуженно входит в 100 киношедевров мирового кинематографа.

Мадхубала -первоклассная актриса и танцовщица. Едва ли кто-либо танцевал катхак на экране лучше нее (да-да, сама болливудское совершенство танца Мадхури Дикшит может быть была в катхаке просто не хуже...хотя, возможно, и Мадхубала не обошлась без помощи проф-дублерши в таких залихватских кручениях...). Меня внешность Мадхубалы как-то поначалу не вдохновила, лицо какое-то кривое...Но после каввали на пару с главной затычкой в каждой бочке - злодейкой Бахар, я ее специфичную красу разглядела. Ротик такой точеный, мимика выразительная, кривая бровь и кокетливая ухмылочка. Ну и кукольный и звонкий голос эпохальной легенды индийского вокального мастерства Латы Мангешкар ей очень подходит.

Я вычитала в свое время, что у Мадхубалы с Дилипом Кумаром был многолетний роман, но он отказался на ней жениться. Ее родственники вроде бы стали его к тому принуждать, и были суды и скандалы по этому поводу. А поскольку у актрисы был диагностирован врожденный порок сердца, требующий срочной операции, во время затянувшихся съемок в "Великом Моголе" она уже была в курсе своей неизбежной кончины (ей предсказывали очень скорую смерть, но она еще несколько лет прожила, и даже успела выйти замуж, но не за бросившего ее Дилипа Кумара), и конечно, выкладывалась по полной при трагических сценах на съемках, роковым образом совпавших с ее личными драмами

Ну и хотелось бы отметить, что упреки в излишней театральности кинодейства и чрезмерном драматизме по отношению к игре индийских актеров, тем более того еще поколения, мне кажутся странными. Притхвирадж Капур и Дурга Кхоте (игравшая Джодху) - представители одной из старейших театральных династий Северной Индии, мастера театральной драмы классической, мигрировавшие в свое время из своей деревни в Мумбай и так успешно подвязавшиеся на развивающейся в то время индийской киносцене.

Так что это все нюансы специфической классической традиции актерской игры в Индии, у них так в актерских школах учат - демонстративно ИГРАТЬ на сцене и перед камерой, непосредственно изображая, выражая и передавая зрителям характерные для той или иной сцены эмоции итп. Никакой т.н. системы Станиславского, с "вживанием в образ" итп в Индии в актерском ремесле нет. Совсем другой подход и методики. Ну, вот и Дилип-красавчик, грозно хмурил свои кустистые брови на папашу и врагов, мешающих ему жениться (что, как всем известно - основная трагедия по сюжету любого индийского мувика) и смотрел гипнотически и завораживающе на свою бедную, но преданную зазнобу всю кину. А Притхвирадж как бы надувался и багровел от гнева, в преддверии апокалиптического удара от непокорности своего дитяти и его возлюбленной служанки со скульптурными формами.

Декорации и музыка с хореографией умопомрачительные, конечно, прекрасные образцы классического искусства Северной Индии. Но лучше цветную версию, отреставрированную, смотреть, конечно, и только с субтитрами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Майкл Мадана Камараджу \ Michael Madana Kamaraju (2008). Рецензия

Годное кино для тех, кто любит и способен адекватно врубаться в специфический концентрат буйного телужицкого комедийного безумия. Кино...