воскресенье, 27 августа 2017 г.

Чистая Индия: история любви \Toilet: Ek Prem Katha (2017). Спойлер и комментарии.

 Чистая Индия: история любви \Toilet: Ek Prem Katha (2017)
English - Toilet: A Love Story

Начало здесь https://indorunet.blogspot.in/2017/07/toilet-india-swachh-bharat-urban.html.
Я, кстати, прочла только что сюжет «Туалет: история любви» в Вики на английском, и ухохоталась от одного только краткого описания этой БОЛЬШОЙ ПРОБЛЕМЫ. Пожалуй, поспойлерю.

Вроде как это даже чоорная сатирическая драма. И посвящена не только и не столько программе Моди по туалетизации Индии. В сюжете с полным размахом обстебываются 2 громких случая подачи на развод с формулировкой причины развода в суде юными индианками как «отсутствие сортира в доме».

Так и тут, юная жена сына священника-пандита подала заявление в суд с главной причиной для развода не типа «не сошлись характерами», «непримиримые разногласия», «любовь прошла» или «встретила и полюбила другого» итп итд. А именно что в доме мужа нет сортира (говоря по простому, ей типа не позволено с*ать в доме брамина-пандита).

Правительственные чиновники (разгоревшийся скандал по поводу домашнего отхожего места дошел до офиса Главного Министра) отказали в удовлетворении просьбы о разводе этой умнички (кавычки прилагаются) только по этой причине, мотивируя это тем, что в их деревне скоро будут построены туалеты. На этой оптимистической ноте (воссоединения семьи) фильм и заканчивается (мол, программа туалетизации будет также способствовать поддержанию института брака и снижать процент разводов, а не только изнасилований бедных индианок при их выходе по нужде за пределы огорода или на рынок).

А начинается эта пикантная история с предсказания астролога, что сын пандита (Кумар) должен для полного счастья сочетаться браком с черной буйволицей или девушкой, у которой будет 2 больших пальца на одной руке (огого какие метафоры и в этом раскладе, по индийским понятиям). Но, увы, главный герой влюбился (как всегда в индийских ромкомах) в совсем неподходящую особу. Чтобы религиозный папа-брамин разрешил жениться на его избраннице, Кумар приделал Бхуми липовый большой палец, который она надела как кольцо на свой большой палец и продемонстрировала ортодоксальному папику. Потрясенный таким феноменом папик разрешил свадьбу. Но после брачной ночи у молодоженов начались большие проблемы в семейной жизни (а все из-за отсутствия сортира в доме). Проблемы эти решились только после трагического падения матери Кумара у дверей дома при попытке очередного похода по нужде. Она сломала тазобедренную кость и в слезах умоляла своего мужа разрешить пользоваться ей этим сортиром, который воздвиг ее сын для невестки. И который муж-пандит с деревенским старостой пытались демонтировать, когда сын пандита (Кумар) заснул. : D. В общем, в связи с инвалидностью супруги, неспособной больше ходить по большим делам далеко от дома, и под давлением медиа и правительства, а также большой любви сына к особо продвинутой на голову невестке, суровый пандит наконец-то признал необходимость пользования туалетом при доме в качестве довольно обоснованного исключения из традиционных правил.

Имхо, лихо замутили. Обязательно посмотрю, когда будет возможность с субтитрами. Критики индийские пишут, что актерский ансамбль получился бриллиантовый и способный пронять любого своей ушлой игрой.

Имхо, это фильм, в первую очередь, для зрителей более менее грамотных (знакомых с индийскими реалиями и особенностями культуры в т.ч.) и, что самое главное — имеющих развитое чувство юмора (потому как это сатира).

В основном, сатира в фильме - в контексте этой правительственной программы«Чистая Индия».  Но она, как я поняла из прочтения содержания, с двойным дном. Ржут (как и положено при просмотре комедии или сатиры) не только над серунами (почему именно так делают по традиции — всем индусам же понятно, тут ничего нового). А и над обязательной программой по возведению сортиров в домах. По традиции, рядом с кухней должна быть комнатка для алтаря. Как и у муслимов — молельня обязательно пристраивается, и в домах, и в аэропортах итп. Но, в отличие от авраамических религий, в индуизме отхожее место в домах и храмах представителей чистых каст должно быть вынесено за пределы деревни, например. Ведь даже псов гоняют вон со двора гадить. И прочих нечистых животных. Только священным коровам-кормилицам везде можно.
Поэтому отдельных кабинетов то понастроят — для галочки, но использовать не будут. Засуспендят дырку чистоплотно, и сделают образцово-показательную кладовку, например — для правительственных комиссий. Я такое уже тоже видела.

Хотя вот в фильме (как пишут по сюжету) вроде как какие-то мобильные сортиры за пределами деревни установили — в качестве временной меры. Неплохая идея, кстати. Мобильные места общего пользования. Приехала комиссия — туалеты стоят. Уехала комиссия, или дожди пошли — туалеты тоже перенесли куда подальше. Если правительство будет платить неприкасаемым (как органам гос очистки) за содержание и уход за этими достижениями цивилизации, и соответствующая часть населения сочтет не зазорным пользоваться этой инфраструктурой — то возможно даже как-то снизить уровень хотя бы фекальных загрязнений.

Хотя, конечно, это далеко не самая большая соц проблема в Индии. Проблемы дефицита воды и утилизации пластиковых-резиновых-прокладочных отходов в деревнях куда как остросоциальнее. А ведь никто из здравомыслящих не хочет кюшать неэкологические бананы, овощи и специи, выращенные в смоге в ста метрах от свалок, мусоро-комбинатов и прочих индустриальных фабрик.

И не все бедные индийские аграрии (шудры всякие итп) хотят превращаться в индустриальных мусорщиков, даже если им приплачивать больше будут. Это же социальная деградация считается, по местным понятиям. Так что реклама и пропаганда бытовых удобств, унитазов, прокладок, вакуумных упаковок, технологического развития и индусриализации и прочих «прогрессивных достижений западной цивилизации» — это одно. А экологическая чистота в населенных пунктах — это уже совсем другая история.


К тому же, Индия — действительно аграрная страна. Что для индийских аграриев наваяют — то и за рубежом и в российских палестинах крутят. Но я согласна с некоторыми высказываниями российских критиков: потомственным пролетариям после индустриализации с лампочкой ильича, освещающей очередь в коммунальные сортиры, тысячелетних проблем сельских пандитов в плане любви и повседневной чистоплотности одним розумом не понять и многими кинами не измерить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Майкл Мадана Камараджу \ Michael Madana Kamaraju (2008). Рецензия

Годное кино для тех, кто любит и способен адекватно врубаться в специфический концентрат буйного телужицкого комедийного безумия. Кино...