понедельник, 19 июня 2017 г.

Специфика индийских кино-масал. 2.



По поводу того, что масала – кино для широкого потребления, а арт-хаус и социальное кино – кино изначально «не для всех»:

В Индии масалы в кулинарии, и кино, и классические искусства любят практически все индийцы. И песни и танцы, и развлечения, и праздники. А вот тех, кто не любит индийские специи и миксы, а предпочитает только один жанр, или еду без привычных и любимых специй, а не тали — набор из разных блюд со всем спектром вкусов — таких, действительно, меньшинство. И, кстати, это, как правило, иностранцы или некоторые категории, ориентированные по разным причинам на западные ценности. Преуспевающие торговцы, например, которые «выездные», работающие на импорте-экспорте, продвигающие на внутреннем рынке т.н. «западные ценности и товары», низшие слои населения, некоторые особые касты, члены семей индийской диаспоры, живущей за рубежом и потому уже адаптированных к типичному уровню среднестатистического западного потребителя. Ну, типа как в Москве в Макдональдс дикие очереди в начале перестройки стояли, готовых переплачивать огромные деньги за модный и «экзотичный» и примитивный фаст-фуд. Который считается в США самой дешевой едой для бедных ниггеров и черно-рабочих, не готовящих в своих хаусах. То есть, кусок булки с куском мяса с запивоном из пластиковой тары – примитивный трэш в забегаловке, а никакой не арт-хаус в плане кулинарии. Прибыли от канцерогенной газировки и снэков, продающихся на бензозаправках, действительно весьма существенны. На рекламе всего этого трэша кинозвезды и дельцы делают состояния. Но подавляющая часть населения Индии до сих пор предпочитает свою оригинальную и домашнюю кухню.  

Поэтому и одножанровые, стилизованные в соответствии с типичными западными стандартами фильмы (или блюда) рассчитаны на определенную категорию (на экспорт, или в качестве экзотики, на фесты артхаусные по привычному на западе шаблону итд ), а не на индийцев в массе своей.

НО: из того факта, что в массе своей индийцы предпочитают тратить свое время на праздники и в выходные на художественные масалы, с элементами классических искусств, посвященные различным остро-социальным проблемам, а не на простую «серьезную» одножанровую социальную драму, не стоит делать вывод о том, что масалы не арт-хаусны и не социальны. Любителей смотреть по праздникам примитивное по индийским понятиям одножанровое, не зрелищное, унылое, не к живописное и скучное кино в Индии не так уж много — несмотря на обилие в Индии различных социальных проблем. Это очень ограниченный подход, характерный для не-индийского зрителя только. 

Индийцы же любят и ценят свою традиционную культуру и классические искусства. И очень редко на самом деле одножанровые фильмы арт-хауснее или социальнее качественных и высоко-художественных миксов-масал от признанных классиками и популярных при жизни режиссеров. Индийский кинематограф ориентирован на индийских зрителей. То, что для многих иностранных обывателей считается арт-хаусом, для индийца по уровню искусства может считаться просто как низкосортный трэш. В т.ч., ввиду отсутствия в этом кино каких-либо компонентов классических искусств, или если это кино выполнено на весьма посредственном качественном уровне с точки зрения зрелищности, живописности, эстетичности, развлекательности\привлекательности итп . В этом контексте да, такой трэш или псевдо-«арт-хаус» может считаться кином «не для всех». А только для некоторых любителей такого трэша. Например, находящихся под исключительным влиянием западного мейн-стрима.

 Но индийцы, и в массе своей, и образованные представители высших каст, по традиции любят и предпочитают высоко-художественные и остросоциальные индийские фильмы, комплексные, многообразные и классические, как индийские масалы, а не западный, однобокий однообразный одножанровый трэш-арт-хаус. Что вполне логично, и говорит о высоком уровне развития их массовой культуры в целом. На Западе такие высокохудожественные и содержательные масалы вообще снимать не умеют, например. Это же, по сути, высший пилотаж — индийская кулинария с различными масалами. Южная индийская кухня — это же не просто петрушку с кинзой в курятину покрошить и в котлетку перемолоть да зажарить. Это в РФ 3-4 покупаемые на рынках у кавказцев травки-пряности (петрушка, лук, укроп, чеснок, ну сельдерей еще с кинзой и щавелем сезонный) - что-то этакое и специальное для приправы, а там могут быть в домашнем арте очень сложные составы смесей, это искусство, доступное только индусам. У них вкус, в т.ч. художественный, тысячелетиями развивался. А «арт-хаус» без смеси специй там на фиг никому не нужен. Да и вообще за арт не считается. Это иностранные зрители привыкли так классифицировать, как бы со своей гипотетической и метафоричной «башни из слоновой кости» взирая на индийский кинематограф (тоже полностью экспортированные материалы, кстати), подразделяя индийские фильмы на привычные понятия по ограниченным критериям, да те индийцы, кто ищет западных спонсоров и кто продавать собирается на запад свои кино-поделки параллельно индийской кассе, и кто выездной на западе. В этом-то и фишка.

Поэтому заинтересованные в развитии международных торговых связей индийцы много чего могут наговорить иностранцам. Да и индийцы разные, и к разным категориям принадлежат, и к кастам, и по уровню компетентности в плане разъяснения понятий индийской культуры и кинематографа тоже могут разниться. Поэтому и объясняют все на пальцах в привычных для иностранцах и опрощенных понятиях. В этих, как их, Единых глобальных терминах и в соответствии с принятыми унификационными стандартами. Для повышения пресловутой practical utility и прочих практических и утилизационных целях. Раз уж мейнстримный Дискурс ТАКОЙ, а развивать связи для бизнеса и торговли нужно.

Поэтому я не могу удержаться от иронии или даже некоторого сарказма, когда говорят про т.н.. современный "чистый арт",  на который ходят и ценят его единицы. Подразумевая при этом типовое одножанровое или социальное кино. Причем, как правило, это совместные международные проекты.  Ведь если в кино-картине действительно нет элементов традиционных индийских искусств, ни песен, ни танцев, ни живописного декора, ни поэзии, то это уже кино, очищенное именно от самого искусства, получается? Тогда это уже жанр другой. Полу-документальное что-то или социальное, чернуха какая-то, про-западная мейнстримная, без традиционных индийских художеств, и с фальшиво-пафосным лейблом "не для всех".
  
Я вот еще, например, не видела «чистого индийского арта», окромя высококачественных и авторских кино-масал.  Но я и от "Броненосца Потемкина" никогда не была в особом восторге. Хотя это, конечно, типичное революционное кино, по тем временам считается прямо прорыв кинематографический в социальном кино и реализьме иллюзорном, заточенном на широкие народные массы. Такое же примерно и сейчас снимается, потомками бывшей советской "элиты", просто более технически продвинутое оборудование. Но меня как-то этот уровень кино-иллюзионов не прельщает к просмотру. А вот многие современные индийские высокохудожественные, эстетичные, мудрые, комплексные и живописные кино-масалы я смотрю с большим удовольствием. Причем на полном сурьезе. 

Кстати, между употребляемыми мною в текстах понятиями "сериезный" и "сурьезный" есть большая разница. Первое прилагательное образовано от аглицкого serious (т.е. серьезный, без шуток). На русском это слово звучит как производное от серого.  Например, в смеси дегтя с известью (для контрастного осветления-обеления чернухи) получится невзрачная серость. 

А прилагательное "сурьезный" образовано от индийского слога  Сурья (т.е. солнце). Т.е., референция не просто к белому цвету (в качестве осветлителя), а к солнечному свету. По-большому счету, индийская культура вообще не склонна к обильному использованию различной серости в качестве красителей (в отличие от стран, где складывалась т.н. похоронная культура. Причем, эта похоронная-скорбная культура складывалась на основании авраамических религиозных изводов, характерных изначально только для семитских племен, в силу их специфики, а также специфики их исторического развития и их субкультурной специализации. Поэтому по праздникам и в повседневности индусы все традиционно предпочитают красочные масалы, с шутками, а не черно-белые "сериёзные" миксы.  

Увы, пагубное и тлетворное влияние "западного" мейнстрима вовсю проявляется и в современном кинематографе и реалиях Индии. Именно поэтому там этот псевдо арт-хаус  на западный манер тоже всё периодически пытаются снимать и продвигать. И на внутреннем рынке, и на экспорт - как привычную сериёзную жвачку для трэшовной псевдо-элиты. но с совсем малой примесью экзотических индийских специй. А то ведь иностранцы не воспринимают, когда так много специй, красок - и при этом все сурьезно и социальные проблемы освещены. Им-то привычнее черно-белая сериезность для псевдо арт-хауса и ментальных шаблонов.  Вот как-то так.

 https://indianfilmsru.blogspot.com/2017/06/indian-masala-cinema-1.html
 https://indianfilmsru.blogspot.com/2017/06/indian-masala-cinema-2.html
 https://indianfilmsru.blogspot.com/2017/06/indian-masala-cinema-3.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Майкл Мадана Камараджу \ Michael Madana Kamaraju (2008). Рецензия

Годное кино для тех, кто любит и способен адекватно врубаться в специфический концентрат буйного телужицкого комедийного безумия. Кино...